8-800-100-9777
(звонок бесплатный)
Всем абонентам стационарных
и сотовых сетей

 

Личный кабинет

Запомнить данные

Номер договора:
ФИО:
Адрес:
Перейти в Личный кабинет
Ошибка при вызове метода cервиса
Message:
Inner Exception:
Stack Trace:
Type:
Обмен данными...

Новости

30 июня 2015 г.

Долговая яма. Коммунальная,

Судебные приставы и ресурсоснабжающие организации ищут новые методы работы с должниками.

Почти полтора миллиарда рублей составляет долг потребителей Приангарья за услуги ЖКХ. И это только часть недополученных за потреблённые ресурсы средств, взыскание которых уже перешло в руки судебных приставов. Основные же недоимки энергокомпании пытаются вернуть мирным путем в досудебном порядке.

Полтора миллиарда – вершина айсберга

Об этом рассказала заместитель начальника отдела организации исполнительного производства Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Елена Солодуха. Она пояснила, что к началу мая на исполнении в Службе находилось более 80 тысяч исполнительных производств о взыскании задолженности в пользу ЖКХ. Общая сумма по ним составляет 1,4 млрд рублей.

- В 2014 году в пользу ЖКХ взыскано более 400 миллионов рублей, – уточнила Елена Солодуха. – В этом году планируется взыскать ещё больше.

Причём львиная доля исполнительных документов – 50 тысяч только за прошлый год – поступают в Службу от ООО "Иркутская энергосбытовая компания". Это говорит о том, что 50 тысяч собственников квартир отказались оплачивать потреблённую энергию даже после вынесения в их отношении соответствующего решения суда.

Как рассказал заместитель начальника юридического отдела по ведению дел в ходе исполнения судебных актов компании Александр Щетинин, в прошлом году долг таких недобросовестных потребителей пополнился на 450 млн рублей, из которых удалось взыскать порядка 40%, что составило около 190 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году было взыскано порядка 100 млн рублей – это 25% от предъявленных в этот период исполнительных документов.

- За 1 квартал 2015 года уже предъявлено порядка 15 тысяч исполнительных листов, – говорит Александр Щетинин. – Но это вынужденная мера. Работать с потребителями по погашению долга мы начинаем при неоплате энергоресурсов более трёх месяцев. Наши контролёры-инспекторы ходят по квартирам и уведомляют их собственников о задолженности, действует СМС-оповещение, телефонные сообщения. В наиболее злостных случаях нам приходится прибегать к адресному отключению.

Мирный путь или минный

Все ресурсоснабжающие организации сначала пытаются урегулировать конфликт мирным путём. При обнаружении задолженности управляющие компании информируют собственников квартир об этом и просят погасить долг, причём в течение нескольких месяцев. При накоплении крупной суммы УК обращается в суд с заявлением о взыскании долга, при этом суд также извещает гражданина о том, что в отношении него рассматривается вопрос о взыскании задолженности и приглашает на суд.

Обращение к судебным приставам возникает на третьей стадии, когда неплательщик уже переходит в разряд злостных. Это значит, что должник уклоняется от уплаты, будучи извещённым со стороны и УК, и суда, но никаких мер не предпринял. Средняя сумма неплатежей за услуги ЖКХ в регионе, по информации судебных приставов, 15-16 тысяч рублей.

- Конечно, в первую очередь принимаем все меры для досудебного урегулирования споров, – продолжает Александр Щетинин. - Это работа наших отделений, сотрудники которых всегда идут навстречу тем должникам, кто попал в трудную жизненную ситуацию, рассматривают различные соглашения о рассрочке, реструктуризации задолженности. Однако есть такая категория граждан, которая просто не хочет платить за энергоресурсы, и к ним мы применяем меры принудительного исполнения.

КАМАЗ или деньги

У судебных приставов свои методы работы с должниками: обращение взыскания на денежные средства, зарплату, пенсии, пособия и иные доходы, а также арест имущества.

Кстати, на прошлой неделе судебные приставы Иркутского районного отдела судебных приставов наложили арест на два КАМАЗа за долг, который иркутянин накопил за четыре года. Всё это время он просто игнорировал счета за потреблённую электроэнергию.

- Решить вопрос мирным путем не удалось, в результате представитель управляющей компании обратился в Иркутской районный суд с иском о взыскании задолженности. Исковое заявление было удовлетворено в полном объёме, – разъяснила Елена Солодуха. – В ближайшее время стоимость грузовиков определит специалист-оценщик. После этого автотранспортные средства передадут на реализацию.

- Служба постоянно ищет новые способы воздействия на недобропорядочных граждан, – разъяснила Елена Солодуха. – Так сейчас рассматривается законопроект о лишении должников водительских прав. Думаем, что данная мера будет действенной, как и обращение взыскания на транспорт, вынесение постановления о запрете проведения регистрационных действий в отношении транспорта, потому как в этом случае должники лишатся возможности даже управлять каким-либо транспортным средством.

Судебные приставы также размещают на дверях квартир неплательщиков соответствующие наклейки, развешиваются баннеры с фото должников и указанием их долга. А сейчас рассматривается возможность приобретения для региона программного комплекса "Дорожный пристав", который будет профинансирован правительством региона и Иркутской энергосбытовой компанией.

- Это небольшое устройство, в котором содержится база данных о транспорте должников, – уточняет Елена Солодуха. – С ним пристав выходит в рейд. После считывания госномера машины тут же определяется, является ли данное транспортное средство собственностью должника. Если да, то судебный пристав сможет наложить арест на машину прямо на месте.

Система автоматизации расчётов в ЖКХ

Оплата потреблённых услуг ЖКХ делится на три составляющих: разъяснительная работа с населением, предоставление гражданам надёжного платёжного сервиса и работа с должниками. – Мы предлагаем технологию, которая может работать во всех трёх этих направлениях, – говорит генеральный директор АО "УЭК Иркутской области" Виктор Григоров. – Однако приоритет нашей деятельности – создание автоматизированной системы взаиморасчётов среди всех участников ЖКХ, которая позволит и ресурсникам, и УК, и собственникам, и органам власти видеть все потоки взаиморасчётов, начислений, сбора денег и самих адресатов средств.

Кроме того, система позволяет снизить комиссию за платёж, поскольку он будет один общий, а не несколько разрозненных, за каждый из которых она взимается.

Систему планируется внедрить в 30 субъектах страны, в том числе и Приангарье. Пока завершён пилотный проект в Байкальске и Слюдянке, где сбор сразу же вырос с 88% до 96-97%. Сегодня 7 территорий Иркутской области находятся в стадии внедрения, а весь регион будет покрыт к концу 2016 года.

- Для работы с дебиторами наша технология содержит необходимый пакет документов, чтобы быстро обнаружить новых должников и начинать с ним работать по закрытию долга, – уточняет Виктор Григоров, – но в этом процессе необходимо кооперироваться со всеми заинтересованными сторонами.

Капремонт домов уже начался

В 8 городах Иркутской области начались работы по капремонту, финансируемые из Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области. Как рассказал генеральный директор Фонда Андрей Микуляк, это должно способствовать повышению доверия жителей к деятельности Фонда.

- Напомню, что с 1 сентября 2014 года на основании закона у каждого собственника квартиры в многоквартирном доме возникла обязанность по уплате взноса на капремонт, – пояснил Андрей Микуляк. - Сегодня Фондом начислено взносов порядка 1,5 миллиарда рублей, и если поначалу население категорически не воспринимало свою новую обязанность, то сейчас собираемость в среднем по региону составляет 62-65%. Выше сборы в городах: Свирске, Саянске, Усолье-Сибирском, где собираемость достигает 70%.

До конца 2015 года неплательщикам не будут начисляться пени, но с 11 апреля 2015 года Фонд начал взыскивать недоимки через суд:

- Сегодня порядка 200 исковых заявлений нами подаются еженедельно. Но это – крайняя мера. Мы проводим информационно-разъяснительную работу, совершенствуем сервисы, облегчающие процесс оплаты. К примеру, на сайте Фонда в "личном кабинете" каждый собственник может сформировать историю начислений и платежей по своей квартире. В июне-июле начнём печатать квитанции с трёхмерным кодированием, что ускорит процесс оплаты. Жителям необходимо помнить: чем больше взносов заплатят – тем больше домов отремонтирует фонд.

Показать в формате для печати